Ваш ребенок идет в школу. Школьное обучение – один из серьезнейших этапов в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование его личности и успешность в обучении.
Известно, что для каждого ребенка период перехода к школьному обучению является кризисным. Ребенок сталкивается с новым видом деятельности, он должен привыкнуть к новому коллективу детей и взрослых, к новому режиму, к новой обстановке.
Для детей, испытывающих трудности в обучении, общении, социальной адаптации, переживание такого кризиса особенно сложный процесс. Дети приносят в школу игрушки, играют на уроках и не понимают, почему их заставляют расставаться с любимыми куклами, машинками. Такие дети обычно воспринимают положительно только игровые ситуации, они не приучены ограничивать свои желания, преодолевать трудности, их поведение носит импульсивный характер.
Учение же требует постоянных усилий, необходимости сдерживать, контролировать свое поведение, заниматься деятельностью, которая не всегда нравится. Поэтому важно готовить ребенка к школе, это поможет ему успешно пережить кризисный период.
Ошибка родителей в том, что они стараются обучать ребенка- дошкольника чтению, письму, счету, не понимая, что не это обеспечивает его дальнейшее успешное обучение. Самым главным условием, необходимым при поступлении в школу, является социальная зрелость. За этими словами скрывается потребность детей в общении со сверстниками и взрослыми, умение подчиняться определенному режиму, понимание школьной ситуации. Для того, чтобы учитель мог начать работу с ребенком, им необходим контакт: ребенок не должен тревожиться при встрече с детьми и педагогами, испытывать отрицательные эмоции к самому процессу обучения. И здесь большая роль отводится родителям. Они должны создавать условия для общения, не бояться выводить своих детей за порог дома, не должны стесняться их недостатков. Ребенок с отклонениями в развитии действительно меньше знает и умеет, чем нормально развивающиеся сверстники. Но именно поэтому и надо расширять его контакты: приглашать гостей, организовывать игры с другими детьми, совместные прогулки. Родителям необходимо учить ребенка считаться с желаниями окружающих, вежливому поведению со старшими. Воспитание адекватного поведения, культуры общения достигается, прежде всего, личным примером родителей.
Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у ребенка была достаточно зрелой эмоционально-волевая сфера. Школьная жизнь требует от детей эмоциональной устойчивости. Зная особенности своего ребенка, родители смогут помочь педагогу выбрать наиболее эффективные методы воздействия в каждом конкретном случае.
Умственная (интеллектуальная) готовность определяется познаниями ребенка об окружающем мире, живой и неживой природе, социальных явлениях. Дети с интеллектуальной недостаточностью сами не проявляют умственной активности, не задают вопрос «Почему?». К этому их надо побуждать, создавая ситуации, в которых ребенку придется решать несложные задачи, находить выход.
Речевая готовность к школе подразумевает правильное произношение звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать. Очень важно, чтобы ребенок с особенностями в развитии к школе понимал разговорную речь и сам владел ею. У ребенка с особенностями в развитии снижена способность воспринимать и различать звуки в словах, не развит фонематический слух. Можно предложить ребенку следующие задания: «Подбери слова, чтобы звук М стоял в начале слова?», «Определи какой звук в конце?», «Выбери только те картинки, в названии которых есть звук К?» и др. Не менее важна смысловая сторона слов. Полезно вместе с ребенком подбирать разные слова со сходным значением, а также с противоположным смыслом. Ребенок с удовольствием поиграет в игры: «Скажи наоборот», «Вставь подходящее слово» и т. д. В случаях грубых нарушений или недоразвития речи важно вовремя обратиться за помощью к логопеду.
Не следует забывать и о том, что для формирования навыка письма и иной школьной деятельности необходима ручная ловкость, координированность движений, развитие моторики мелких мышц кисти. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. У детей с интеллектуальной недостаточностью общая моторика слабо развита. Они неловки, неуклюжи. Движения мелких мышц руки отличаются некоординированностью, напряженностью.
Будущим первоклассникам
Уважаемые родители!
Что такое готовность ребенка к школе?
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Л.А.
Готовность к обучению в школе – это совокупность определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Готовность ребенка к систематическому обучению в школе («школьная зрелость») – это тот уровень развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка.
Психологическая готовность к школе означает, что ребенок может и хочет учиться в школе.
Составляющие психологической готовности ребёнка к школе:
Личностная готовность ребёнка к школе – самостоятельность, способность к самоорганизации, желание осваивать знания, интерес к учёбе.
Включает:
социальную готовность (коммуникативные навыки ребёнка): умение устанавливать деловые отношения со сверстниками и со взрослыми;
мотивационную готовность (наличие учебной мотивации);
эмоциональную готовность к школе: позитивное отношение к себе, другим детям, педагогам; достаточная эмоциональная зрелость, чтобы уметь чувствовать настроение другого человека, уметь сотрудничать.
Волевая готовность к школе заключается в способности ребёнка напряжённо трудиться, делая то, что от него требует учитель, соблюдать режим школьной жизни.
Интеллектуальная готовность к школе - наличие определенной системы знаний (кругозора), необходимого уровня развития познавательных процессов.
Физиологическая готовность: состояние здоровья, достаточно развитая мускулатура, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой.
Задание для родителей. Отметьте, что, на ваш взгляд, должен уметь делать будущий первоклассник (можно выделить несколько ведущих умений):
1. Узнавать большинство букв
2. Читать слова
3. Читать предложения
4. Писать буквы
5. Писать слова
6. Узнавать цифры от 1 до 9
7. Считать от 1 до 10 и обратно
8. Выполнять арифметические действия в пределах 10
9. Другое
Как определить уровень готовности ребенка к обучению школе?
Оценка физического развития
• Хорошо ли ребенок слышит?
• Хорошо ли он видит?
• Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
• Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
• Выглядит ли ребенок здоровым, бодрым, отдохнувшим?
Оценка речевого развития
• Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
• Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
• Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?
• Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?
• Четко ли ребенок выговаривает слова?
• Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?
Оценка умения общаться
• Включается ли ребенок в игру других детей?
• Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
• Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
Степень психосоциальной зрелости (кругозор)
1. Назови свои фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь – тетей или дядей?
4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
7. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Когда ты обедаешь – утром или днем?
8. Что бывает раньше – обед или ужин?
9. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
10. Кем работает твой папа, твоя мама?
11. Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)
12. Какое сейчас время года – зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
13. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
14. Почему снег бывает зимой, а не летом?
15. Что делает почтальон, врач, учитель?
16. Зачем в школе нужна парта, звонок?
17. Ты хочешь пойти в школу?
18. Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
19. Каких животных ты знаешь?
20. Каких птиц ты знаешь?
21. Кто больше – корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
22. Что больше: 8 или 5; 7 или 3? Посчитай от трех до шести, от девяти до двух.
23. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
Оценка ответов
За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: «Папа работает инженером», «У собаки лап больше, чем у петуха»; неполные ответы: «Мама Таня», «Папа работает на работе».
К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15,22. Они оцениваются так:
№5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет -1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла.
№8 – за полный домашний адрес с названием города- 2 балла, неполный – 1 балл.
№ 15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл.
№ 22 – за правильный ответ -2 балла.
№ 16 оценивается совместно с №15 и № 22. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 – положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе.
Оценка результатов: ребенок получил 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым, 20-24 – средне-зрелым, 15-20 – низкий уровень психосоциальной зрелости.
Для определения школьной зрелости ребенка используют тест Керна Йирасека. Он помогает понять, как хорошо развиты у ребенка навыки, необходимые в школе. В тесте оценивается способность рисовать, срисовывать, мыслить, умение сосредоточиться, выполнить задание.
1.Нарисовать на листе бумаги человека.
Оценка результата:
1 балл — мужская фигура с головой, туловищем, явными деталями мужской одежды, руками-ногами, на руках есть пять пальцев, на ногах выделяются ступни, обувь; голова пропорциональна, есть шея, на голове есть волосы (или даже шапка, шляпа); на лице есть рот, глаза, нос, могут быть борода или усы; вся фигура цельная, никакие части тела не висят в воздухе, не прикреплены к туловищу, а будто бы растут из него;
2 балла — аналогично требованиям для 1 балла, но нет синтетического способа рисования (руки и ноги растут из тела, слитны с ним) или есть синтетический способ рисования, но нет 3 деталей: шеи, пальцев, волос; лицо прорисовано полностью;
3 балла — у фигуры есть голова, туловище, конечности (руки-ноги нарисованы двумя линиями); могут отсутствовать пальцы на руках, волосы, шея, уши, ступни на ногах;
4 балла — рисунок примитивный, есть голова и туловище, руки-ноги не прорисованы, могут быть изображены одной линией;
5 баллов — нет четкого изображения туловища, нарисована огромная голова без тела или каракули, нет конечностей.
2.Копирование фразы, написанной письменными буквами.
Оценка результата:
1 балл — предложение скопировано полностью, отчетливо, первая буква нарисована заглавной, фраза состоит из трех отдельных слов, они расположены на листе горизонтально (допускается небольшое отклонение от горизонтали);
2 балла — разборчиво скопированы слова, не учитываются размер букв и их горизонтальное положение (буквы могут быть разной величины, строчка может уходить вниз или вверх);
3 балла — ребенок разбил надпись на 3 части, из предложения можно понять хотя бы четыре буквы;
4 балла — видна строка, хотя бы 2 буквы копируют образец;
5 баллов —каракули, которые невозможно разобрать.
3.Копирование точек.
Оценка результата:
1 балл — скопировано точно, разрешаются небольшие отклонения от столбца или строчки, небольшое уменьшение или увеличение рисунка;
2 балла — верно скопированы количество точек и их расположение, допускаются отклонения до 3 точек на половину расстояния между ними, допускается замена точек кружками;
3 балла — рисунок по высоте или ширине не больше чем в два раза, чем образец, в целом похож на оригинал; число точек допускается меньше или больше, но не более 20 и не менее 7; допускается разворот рисунка;
4 балла — рисунок составлен из точек, но не похож на образец; 5 баллов — чирканье, каракули, мазня.
Суммируются баллы по каждому из трех заданий.
Подводят итог:
3-5 баллов — отличная готовность ребенка к школе;
6-7 баллов — хорошая готовность к школе, ребенок может успешно начать обучение;
8-9 баллов — удовлетворительная готовность, при поступлении в первый класс будут трудности в обучении, ребенок не готов к школе;
более 10 баллов — ребенок не готов к школе, требуются дополнительные обследования.
Как выявить социально-личностную и психологическую готовность ребенка к школе?
Школьное обучение предполагает общение с большим количеством людей: учителями, одноклассниками, ребятами из других классов. Поэтому у ребёнка должны быть развиты следующие качества:
умение общаться со взрослыми и сверстниками;
способность выполнять требования взрослого;
отзывчивость, умение сочувствовать, сопереживать;
умение ориентироваться в социальных нормах;
адекватная самооценка.
Личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.
Отношение к школе. Первоклассник должен уметь выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.
Отношение к учителю и учебной деятельности. Предполагается, что ребёнок может правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.
Отношение к сверстникам. Общение ребёнка с детьми не должно отличаться особой конфликтностью. Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. К школьному возрасту дети должны уметь устанавливать деловые контакты, относиться к сверстникам как к партнёрам. Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми.
Отношение к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам. Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.
Как проверить социально-личностную готовность ребенка к обучению в школе? Необходимо внимательно наблюдать за ребенком во время игр со сверстниками или взрослыми. Его поведение подскажет вам ответы на вопросы:
1. Может ли ребенок на некоторое время в незнакомой обстановке быть без близких или знакомого взрослого, к которому он испытывает доверие?
2. Выражает ли он свои чувства адекватно ситуации?
3. Может ли он ждать исполнения желаемого?
4. Любит ли он играть с другими детьми?
5. Соблюдает ли ребенок правила игры?
6. Как ребенок устанавливает контакты?
7. Может ли управлять своим поведением в игре?
8. Требует ли от партнеров, чтобы ему уступили?
9. Бросает ли игру при неудаче?
10.Как ведет себя ребёнок в случае конфликтов?
Что важно сделать перед школой?
- приучить соблюдать режим дня;
- сформировать навыки самообслуживания и самостоятельности;
- научить ребенка управлять своими желаниями, эмоциями и поступками;
- научить ребенка общаться со сверстниками;
- развивать мелкую моторику рук.
К моменту поступления в школу дети должны уметь самостоятельно:
- пользоваться туалетом;
- мыть руки с мылом, умываться, чистить зубы, пользоваться расческой;
- при приёме пищи: сидеть правильно, пользоваться столовыми приборами и салфеткой, тщательно пережёвывать пищу;
- пользоваться носовым платком;
- одеваться;
- содержать в чистоте и порядке игрушки и книги;
- обращаться за помощью.
Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:
- постоянно говорите с ребенком, задавайте вопросы, учите на них отвечать;
- научите называть свое полное имя, домашний адрес, имена родителей;
- во время прогулок обращайте внимания на различные явления природы, учите наблюдать, рассматривать;
- учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта и школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение;
- читайте ребёнку книги, рассказывайте сказки, развивайте связную речь, обращайте внимание на правильность произношения;
- развивайте мелкую моторику рук ребенка с помощью рисования, штриховки, раскрашивания, мозаики, лепки, нанизывания бусинок, пуговиц;
- научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету.
Советы педагога-психолога родителям будущих первоклассников:
- заранее познакомьтесь со школой, условиями обучения и учителем;
- обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе; объясните их необходимость и целесообразность;
- выделите ребенку место для занятий дома;
- поддерживайте в ребенке его стремление стать школьником;
- избегайте чрезмерных требований к ребенку;
- составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня и следите за его соблюдением;
- приучайте ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности;
- ребенок имеет право на ошибку, поэтому не относитесь к его первым неудачам как к краху всех ваших надежд; помните, ему очень необходима ваша помощь и поддержка;
- не перегружайте ребенка учебой работой; у первоклассника должно оставаться достаточно времени для игр.
Каждый ребенок индивидуален, задача родителей – не только увидеть эти особенности, но и учитывать их при построении отношений с ребенком, деликатно направляя его и бережно поддерживая. Насколько благоприятно будет проходить период подготовки к школе, во многом зависит от взрослого, от его терпения, спокойствия, доброжелательности. Удачи вам, терпения и чуткости!
Приём письменных заявлений в 1 класс
День недели | Время 1 | Время 2 |
---|---|---|
Понедельник | 9.00 | 17.00 |
Вторник | 9.00 | 17.00 |
Среда | 9.00 | 17.00 |
Четверг | 9.00 | 17.00 |
Пятница | 9.00 | 17.00 |
Зачисление в первый класс
и узнайте всю информацию